Анализ ассортиментной матрицы

Анализ ассортиментной матрицы является обязательным элементом ассортиментной политики торгового предприятия. Не только широта ассортиментной матрицы, ее стабильность, но и ее высокая подвижность – признаки правильной и верной стратегии компании и ценностей всех брендов, представленных в ассортиментном портфеле.

Вусловиях современных рыночных отношений именно покупатели диктуют всем участникам рынка такие правила игры, которые и определяют те товары и услуги, которые и предлагаются к продаже, обеспечивая компании необходимый уровень конкурентоспособности. В свою очередь, ассортиментная политика является важным инструментом и составляющей маркетинга в борьбе торговых компаний с конкурентами. Поэтому анализ ассортиментной матрицы необходим для выявления не только сильных, но и слабых сторон ассортиментного портфеля, который воздействует на сбытовую деятельность, управляя доходом, а следовательно, и долей чистой прибыли в выручке торговой компании.

Если у торгового предприятия наблюдается снижение экономической устойчивости, то анализ ассортиментной матрицы выявит несбалансированность ассортиментного портфеля.

Для проведения же полноценного анализа ассортимента необходимо совместить несколько универсальных методов, подходящих для конкретной компании.

Рассмотрим самые популярные методы анализа ассортиментной политики. Самым универсальным и эффективным методом анализа является «АВС-анализ», который позволяет определить не только приоритетные, но и базовые позиции в ассортименте, попутно выявив те позиции, которые, по сути, являются нерентабельными. Если же целью анализа ассортиментной матрицы является изучение отклонений, скачков или нестабильности сбыта в целом, то решить проблему поможет «XYZ-анализ». Совмещенный «ABC-XYZ-анализ» значительно упростит работу планирования и формирования ассортиментного портфеля. Анализ по адаптированной «матрице BCG» поможет отследить изменения положения товаров в динамике, поэтому его необходимо проводить раз в квартал.

Ассортиментная матрица – очень важная категория при анализе множества факторов и элементов, имеющих огромное значение для достижения поставленных целей компании. При отсутствии грамотного анализа ассортиментной матрицы можно не только потерять позиции на перспективных потребительских и товарных рынках, но и не замедлить снижение уровни прибыли торгового предприятия.