Зоны торгового зала любого магазина должны быть заранее тщательно спланированы и на основе принципов мерчандайзинга, что позволяет оптимально задействовать имеющееся пространство, грамотно расположить товарные группы и направить внимание покупателей в нужное русло. Если все аспекты зонирования учтены, то для покупателей, по сути, создаются наиболее комфортные условия для совершения покупок, в том числе и товаров импульсного спроса.
Зоны торгового зала чаще всего располагаются последовательно друг за другом для достижения следующих целей:
К главным зонам торгового зала относятся входная зона, кассовая зона и зона основной концентрации потока покупателей.
Естественно, что первой на пути посетителей лежит входная зона, которая способствует переключению покупателя с уличной суеты на совершение покупок в магазине. Для этого сразу после входных дверей лучше всего оставить немного свободного пространства. Это нужно, чтобы покупатели смогли перевести дух и окинуть взглядом лежащие перед ними товары, среди которых обычно преобладают новинки, товары по спец цене, сезонный ассортимент или просто привлекательные и яркие изделия.
Следующей зоной, как правило, является территория основного потока покупателей, наиболее важная из всех зон торгового зала, так как она отвечает за уровень продаж магазина. Наиболее распространенной является схема, проводящая покупателей по внешнему периметру торгового зала против часовой стрелки. Это наиболее удобный вариант для большинства посетителей с точки зрения интуитивного выбора. При этом главные проходы всегда намного шире боковых ответвлений, что постоянно возвращает покупателей к нужному направлению и облегчает ориентацию в пространстве. Также не следует забывать, что товары повседневного спроса должны находиться на наибольшем удалении от входа и касс, образуя с ними так называемый «золотой треугольник».
Кассовая зона, помимо ее основного предназначения, предполагает дополнительное стимулирование к покупке. Во время ожидания взору покупателей предстают манящие товары импульсного спроса, среди которых чаще всего выступают сладости, периодика, украшения, мелкие сопутствующие товары, средства ухода за обувью и прочая продукция.
Основные зоны торгового зала также могут быть дополнены, например, примерочной и игровой комнатами или даже новомодной зоной барной стойки, но в любом случае оптимальное использование торговых площадей способно в разы увеличить объем продаж и повлиять на лояльность покупателей.