Выручка супермаркета зависит от многих факторов - режима работы, предлагаемого ассортимента товаров, расположения, наличия поблизости конкурирующих супермаркетов и других торговых точек, эффективности маркетинга, приветливости обслуживающего персонала, возможности безналичного расчета и многих других.
Анализ потребностей клиентов и структуры выручки супермаркета поможет скорректировать работу в области ассортиментной и ценовой политики, оптимизировать издержки. Ассортимент товаров имеет огромное значение для любого магазина. Исключение из ассортимента востребованного товара может существенно отразиться на выручке в неблагоприятную сторону – покупатели, обнаружив, что привычного товара нет в продаже, могут просто уйти в другой супермаркет за всем набором продуктов, который был запланирован для покупки.
Однако и расширение ассортимента не всегда приносит положительный эффект – выручка супермаркета может увеличиться благодаря включению в товарооборот новой ассортиментной единицы, но вместе с этим несоразмерно возрастут расходы на хранение товара, делая этот шаг бессмысленным с точки зрения повышения эффективности. Производя любые изменения в характере деятельности супермаркета, важно учитывать не только как они отразятся на выручке, но и как повлияют на издержки. Поэтому выручку супермаркета желательно анализировать в комплексе с издержками.
Кроме того, изменение одного и того же фактора способно по-разному отразиться на работе разных супермаркетов. Например, изменение режима работы скажется по-разному на выручке супермаркетов, расположенных в разных районах. Для одного супермаркета переход на круглосуточный режим работы способен существенно увеличить выручку, а для другого супермаркета эти изменения будут незначительны и повлекут лишь увеличение расходов на заработную плату.
Однако увеличению выручки будут, безусловно, способствовать более низкие, чем у конкурентов, цены и работа в области установления лояльности клиентов к конкретному супермаркету: предложение свежих и качественных продуктов, приветливый персонал, проведение акций и клиентоориентированных мероприятий, дегустаций. Кроме того, увеличить выручку можно, прибегнув к особому расположению товаров на стеллажах – таким образом, чтобы покупатель в первую очередь обратил внимание на товар, более выгодный с точки зрения продавца. Даже цветовое оформление помещения, музыкальный фон и запахи способны заставить покупателя положить в свою корзину больше, чем он планировал.