Безопасность супермаркета – одно из важнейших условий эффективного функционирования бизнеса в сфере торговли. Оценивая безопасность супермаркета, необходимо рассматривать как внешние, так и внутренние угрозы, в первую очередь, в области сохранности товарно-материальных ценностей. Размер убытков в результате краж и хищений может достигать 5% от суммарного товарооборота, а чтобы минимизировать эти затраты, супермаркетам приходится, в числе прочих мер, увеличивать наценку на товары, что снижает в итоге их конкурентоспособность.
С учетом вышесказанного, многие руководители, стараясь избежать потерь в результате краж, увеличивают расходы на обеспечение безопасности. Супермаркеты сегодня оснащают различными системами безопасности для защиты как от краж посетителями, так и от краж персоналом. Широко распространены системы видеонаблюдения с возможностью просмотра и детального рассмотрения отснятого материала, системы контроля доступа, антикражные сигнальные системы, сенсорные системы защиты товара, расположенного на стеллажах и закрепленного на них, зеркала безопасности для просмотра зон ограниченной видимости.
Для минимизации краж со стороны покупателей также часто применяется метод психологического воздействия – создается видимость повсеместного присутствия охранников и средств слежения – видеокамер, зеркал наблюдения, объявлений о ведении видеофиксации происходящего в торговом зале или прикассовой зоне. Часто в торговом зале под видом обычного покупателя работает агент службы безопасности, который оценивает посетителей супермаркета, выявляет потенциального воришку и передает информацию сотрудникам охраны.
Помимо использования вышеперечисленных технических средств, выявить слабые места в системе безопасности супермаркета позволяют также некоторые организационные мероприятия. Одно из них – внутренние проверки. Служба безопасности супермаркета практикует проверки по принципу контрольных закупок, совершая «контрольные кражи» для оценки внимательности кассиров, работников зала и сотрудников охраны. Превентивные меры также могут быть весьма результативны. Например, грамотная работа службы по подбору персонала поможет уже на начальном этапе выявить благонадежность или склонность к противоправным действиям потенциальных кассиров, охранников, работников склада и других сотрудников супермаркета.