Электронная версия журнала

Если вы уже подписаны на электронную версию журнала, введите свои логин и пароль и мы перенаправим вас в ваш личный кабинет, где находятся электронные версии журналов, на которые у вас оформлена подписка.

Если вы еще не подписчик, вы можете ознакомиться с одним выпуском журнала в демонстрационной версии, чтобы принять решение о подписке. Для доступа к демонстрационной версии введите в поле Логин и в поле Пароль слово demo.

Запомнить меня

Ассортиментная матрица

Ассортиментная матрица в магазине розничной торговли – это полная номенклатура позиций товаров, которые представлены для продажи. При ее составлении учитываются такие факторы, как местонахождение магазина, ассортиментная стратегия организации, формат торговли, конкретные клиенты магазина, для которых предназначен тот или иной товар.


Для того чтобы создать полноценную и эффективную ассортиментную матрицу, следует провести кропотливую работу. Для начала следует определиться с основной концепцией магазина и его позиционированием, учитывая размеры, специфику, местоположение организации. После этого проводится изучение покупательского спроса и сегментирование покупателей, то есть осуществляется поиск ответа на вопрос: «Кто является нашим покупателем?», – что позволяет поделить всех потребителей на группы. При этом выделяется целевой сегмент, на котором необходимо заострить внимание. Следующим этапом, предшествующим построению ассортиментной матрицы, будет изучение предложений конкурентов, включая товарную номенклатуру и цены.


Исходя из анализа полученных данных, необходимо решить, какие товары продавать в магазине и по какой цене. На данном этапе начинается подбор потенциальных поставщиков и составляется товарный классификатор. Главное – правильно определить основные категории, исходя из формата магазина.  


Следующим этапом будет анализ сбалансированности ассортимента по количеству категорий товара и по соотношению его позиций. После определения направлений развития магазина расставляются приоритеты по категориям товаров, а после этого останется принять решение об их наполнении товарами определенных групп.


После выбора товарных позиций можно приступать к составлению матрицы. Она может содержать такую дополнительную информацию: расфасовка и свойства товара, бренд, условия работы с поставщиками, сведения об упаковке товара, вес нетто и брутто, ответственное лицо, штрих-коды. Развернутая матрица скорее предназначена для более крупных магазинов, чем для мелких продуктовых.


Ассортиментная матрица является важным документом, который является своего рода итогом проведенной работы по классификации номенклатуры ассортимента, в частности, выделения в нем классов, подклассов, групп, подгрупп, категорий и других иерархических уровней.